World of Warcraft: как умирает ностальгия или закрытие Nostalrius

автор

опубликовано

08/04/2016 9:41

поделиться

Комментарии

84

World of Warcraft: как умирает ностальгия или закрытие Nostalrius

Воспользовавшись силами законов об авторских правах, Blizzard закрыли Nostalrius, крупнейший частный сервер World of Warcraft, позволявший играть в классическую версию игры 2004-2006 года. Данное событие вызвало широкий резонанс в сообществе и определенно нуждается в разъяснении.

Что за Nostalrius?

В первую очередь необходимо рассказать о самом Nostalrius. Специфика World of Warcraft заключается в том, что люди играют не в игру, а в текущее дополнение: каждые пару лет контент игры полностью заменяется. Например, World of Warcraft: The Burning Crusade 2007 года выпуска и World of Warcraft: Warlords of Draenor 2014 года выпуска это не части единого целого, а, фактически, разные игры, как, например, Assassin’s Creed 2 и Assassin’s Creed: Unity, или Call of Duty 4: Modern Warfare и Call of Duty: Black Ops. Да, они очень похожи, но их содержание полностью отличается. У разных игроков формируются предпочтения к разным версиям игры, что особенно усугубляется неоднозначным качеством дополнений, как, например, вышло с ныне уходящим Warlords of Draenor. При этом возможность играть в старые версии World of Warcraft компания Blizzard не предоставляет. Официальная позиция Blizzard гласит, что «вы думаете, что хотите этого, но на самом деле не хотите».

Вопрос стоит особенно остро с классической, или «ванильной», версией World of Warcraft, под которой подразумевается игра в период с 2004 по 2006 год, т.е. до выхода каких-либо дополнений. От классической версии в текущем World of Warcraft после событий дополнения Cataclysm не осталось практически ничего, но с данными периодом у многих игроков связаны наиболее сильные ностальгические чувства. Кроме того, «ванильный» WoW в значительной мере отличался многими игровыми механиками, которые зачастую преднамеренно создавали неудобство для игроков, стимулируя объединение в группы для совместной деятельности. Учитывая официальную позицию Blizzard, группа энтузиастов из Франции решила взять ситуацию в свои руки и создать новый дом для игроков, которых не устраивает текущее положение дел в World of Warcraft. Так появился проект частного сервера Nostalrius.

Вооружившись исходным кодом MaNGOS, реализации серверов World of Warcraft с открытым кодом, созданной методом обратной разработки, разработчики Nostalrius в течение нескольких лет работали над тем, чтобы максимально точно по крупицам воссоздать классический WoW. В конце концов им это удалось, и в 2015 году состоялся запуск данного частного сервера. Отличительной особенностью Nostalrius от разнообразных «пираток» стало то, что разработчики отказались от какой-либо монетизации сервера: даже добровольные пожертвования игроков шли не разработчикам, а напрямую хостеру для оплаты услуг. Несмотря на заявления Blizzard, что игроки на самом деле не хотят возвращения в старые дополнения, за год Nostalrius достиг успеха, которому могут позавидовать многие самостоятельные игры: было зарегистрировано более 800000 учетных записей, сервер имел базу в 150000 активных игроков, а одновременное количество персонажей в игре составляло от 8000 до 15000. Это при том, что о существовании и уровне проработки данного сервера знали не все представители широкой общественности.

Популярность достигла такого уровня, что разработчикам сервера пришлось решать такие проблемы с серверным кодом, которые до сих пор не под силу преодолеть Blizzard. В основном это касается количества игроков на одном сервере и в одной локации: официальные серверы выдерживают лишь 2-3 тысячи человек с высокой вероятностью «падения» сервера, если множество игроков собирается в одном месте, но Nostalrius удавалось удерживать более 8 тысяч человек, многие из которых находились в одной локации. До закрытия сервера в разработке находилось новое решение, позволявшее иметь несколько копий одной и той же локации на одном сервере, как это сделано во многих современных MMORPG, но было совершенно немыслимо в 2004-2006 годах.

Кто прав, кто виноват

Данная ситуация вызвала раскол сообщества на две части: тех, кто поддерживают закрытие, и тех, кто не согласен с действиями Blizzard. Следует понимать, что Nostalrius вне всяких сомнений действовал на незаконных основаниях: несмотря на отсутствие прибыли и наличия аналогичной услуги от самой компании-разработчика, World of Warcraft является интеллектуальной собственностью компании Blizzard. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны, поведение Blizzard в данном случае является совершенно неэтичным и вызвало самую настоящую PR-катастрофу, особенно на фоне прошлых заявлений сотрудников компании о том, что данная идея является нерентабельной.

Широко распространено мнение о том, что такого успеха Nostalrius смог достичь за счет того, что на нем можно было играть абсолютно бесплатно. Тем не менее, здесь существует множество факторов и говорить точно без проведения масштабных исследований невозможно. Вполне возможно, что если бы классические серверы были организованы самой Blizzard, к ним удалось бы привлечь не меньшее количество игроков, даже на платной основе. Как бы то ни было, данная ситуация доказала тот факт, что спрос на старые версии World of Warcraft вне всяких сомнений имеется, и из этого необходимо сделать определенные выводы.

Другой аспект точки зрения стороны, высказывающейся «против ваниллы», является заявление о статичности контента. Люди не будут долго играть в одну и ту же игру без каких-либо изменений, но и здесь Nostalrius доказал обратное, реализовав постепенный ввод контента в игру. Каждая крупная версия World of Warcraft содержит не менее пары лет контент-обновлений, которые можно смело периодически разблокировать в течение многих месяцев, воссоздавая эффект постоянного выпуска контента. Когда же игроки все пройдут, можно просто перезапускать сервер, предварительно предоставляя возможность переноса прогресса на сервер следующего дополнения. Получается некое подобие сезонов из Diablo III, только длящееся многие месяцы, а то и годы.

Однако самый главный вывод, который следует сделать Blizzard — это понять почему старые версии игры пользуются такой популярностью, ведь ответ наверняка лежит в их текущем продукте. Если бы их игра однозначно двигалась в сторону улучшений, как это любят считать разработчики, то текущая ситуация была бы просто невозможна.


Игроки встречают закрытие Nostalrius в Стальгорне


Самое грустное в закрытии Nostalrius, что с создателями данного сервера связались даже не сами сотрудники Blizzard, а группа юристов, действующая от лица Blizzard. Скорее всего компания воспринимает Nostalrius как всего лишь очередную популярную «пиратку», которую неплохо было бы прикрыть перед выпуском следующего дополнения, а не симптом гораздо более опасной проблемы, с которой нужно разобраться для сохранения успеха игры.

  • Обидно…

  • Denis Lukashevich

    Будет круто если близзы наймут этих чуваков. И добавят сервера в свой пул (если это возможно конечно). По сути они уже сделали основную работу по реализации таких серверов и от близзов никаких дополнительных вложений не нужно (если они и вправду на на энтузиазме работали и все деньги на оплату серверов уходили).

    • blazan

      Какую работу? Ты же понимаешь, что при официальной подаче от Близзард понадобится техподдержка и куча фиксов, где на пиратке достаточно было «Расслабься парень, зато бесплатно»
      Конечно на энтузиазме. Люди распространяющие чужой продукт врать не будут.

      • На Nostalrius над исправлением ошибок и реализацией контента регулярно работало 2 администратора, 4 программиста, около 14 гейм-мастеров и 5 тестеров. При этом периодически вносили свой вклад в код еще более 15 программистов. У сервера имелся собственный багтрекер, в котором любой игрок мог сообщить о найденных ошибках. Разработчики регулярно исправляли как собственные косяки, так и предпринимали попытки исправить проблемы оригинальной игры, созданные Blizzard.

        • blazan

          Тогда точно на энтузиазме.

        • Unplayed

          А во всём Близзард где-то 200+ сотрудников на всю техническую поддержку. Если не считать чёрные полосы нестабильности серваков типа как после введения 6,2,4 — просто почти замечательно получается. Осталось победить только спам в трейдчате, ботов и голдселлеров %) но их победить сложнее, чем Саргераса.

      • Такую работу, которая будет мешать разработке нового контента — это слова близзард.

  • blazan

    «Однако самый главный вывод, который следует сделать Blizzard — это
    понять почему старые версии игры пользуются такой популярностью, ведь
    ответ наверняка лежит в их текущем продукте.»

    На халяву и хлорка — творожок.

    • xopolol

      Настолько неверное предположение, насколько это вообще возможно. В 2007м на фришках играли из-за того, что не надо было платить. Сейчас на них играют потому, что хотят получить те самые ощущения от старых аддонов ( типа вотлк/бк ) или же классики.
      А выводов от близзард можно не дожидаться, т.к. компания давно превратилась из символа качества в аналог юбисофта.

      • blazan

        И много останется желающих понастальгировать за 30 баксов в месяц?
        Одно другому не мешает.

        • Подписка на текущий WoW стоит всего лишь 13 долларов в месяц. Учитывая, что для старых дополнений не нужно разрабатывать новый контент, для классических серверов можно требовать и подписку поменьше, например долларов 7-8. А за такую цену желающих поностальгировать уже будет достаточно.

          • blazan

            Да действительно, что-то маханул.

          • Veklor

            Выгодно платить 13 долларов в месяц за два контента классик и дополнение, вместо одного контента дополнение.

          • всего лишь 13? ))
            Blizzard с WoW как CCP c Eve — там «всего лишь» 12.
            и по барабану издателю, что количество активных игроков падает — они скорее сожгут серверы сейчас, чем проявят гибкость.
            GW2 и TESO сделали b2p и опциональные плюшки: играешь активно — есть смысл доплачивать регулярно, а играешь по часу в день/два — платишь, когда удобно, или вообще не платишь.
            Я вот сейчас вообще не хочу играть непрерывно в одну ММО: захотел, побегал в одной, на следующей неделе побегал в другой.

      • muumumu

        Ага ностальгия как же. Скажи это моим знакомым которые никогда не играли на офе и ничего кроме ванилы пиратки не видели, а на предложения гоу на офф отвечают дорого. И зачем вобще платить за игры.

        • Школьники?

        • haoz

          Зачем вообще за что-то платить? Ведь есть пиратская винда, пиратские сервера вов, пиратские фильмы.. кто-то трудиться и пытается заработать, а кто-то отбирает заработанные деньги.

  • Padladin

    «Официальная позиция Blizzard гласит, что «вы думаете, что хотите этого, но на самом деле не хотите».»
    Позиция всех крупных издателей, и не только игр. Это же прекрасно, когда перед тобой не стоят муки выбора, когда кто-то мудрый, с улыбкой «Гендальфа», говорит что тебе нужно, когда и куда нести деньги.

    • Unplayed

      Сомневаюсь, что Близзард не следят за положением дел на пиратках. 15т активных игроков на этом да кучки на остальных оценивались примерно как 300т игроков, и не факт, что большинство из них играет не по причине бесплатности %)

      • Artanis

        есть много людей, которые не играют на пиратках, как раз потому, что они бесплатны. то есть их не устраивает игра, в которой тебе никто ничего не должен и не хотят хавать кучу багов, школоты, вайпы там всякие и прочее. если бы близы запустили серваки со старыми дополнениями, то народу было бы достаточно. Лично мне было бы интересно покатать в ванильный нормальный не пиратский вов, так как то время я упустил — не было ни компа нормального, ни инета, ни денег (школоло потому что).

        • blazan

          Есть много людей, которые заплатили абонентку, играют на малонаселённых серверах. Отключили себе левелинг, и ходят своими ламповыми гильдиями в Молтен кор стопятьсот раз, катают аренку 60 уровня.

          • Artanis

            Ключевой момент тут «играют на малонаселённых серверах»? Или в чем прикол?

          • YOgik

            Непонятно что он хотел сказать. Если он думает что это может заменить контент ваниллы….

          • blazan

            Не знаю, мне подобный дауншифтинг, чужд.

        • Unplayed

          «народу было бы достаточно» — вот как раз в этом и сомнения.

          Насчёт школоты прямо противоположные наблюдения. На перадках из-за низкого онлайна «все знали всех» и там просто или ведёшь себя прилично, или попадаешь в игнор у всего сервера. А безликость и анонимность лфг/лфр на офе потворствуют школотизму.

          «ванильный нормальный» — а какой именно версии? Там же с кучей патчей всё менялось и сильно. Некоторым эвон вообще подавай ивент открытия врат, другим подавай колизей со счётчиком, третьим только распоследний патч… Близам держать десять серваков с разными версиями от 1,0 до 3,3,5? А ещё клизмовые и пандарячьи, их тоже просят.

          Про цену не надо говорить, месячная подписка всегда стоила примерно как слегка бухнуть разок в тяпницу.

          Были другие приколы с отсутствием скоростного анлим инета, но вов спокойно игрался на лимитном 512к канале, патчи скачивались на работе нахаляву — тогда патчи ещё были в виде скачиваемых exe, так что откос по баблу не канает.

          • lordgold

            нужна прогрессия патчей как было на носте, начиная с классика и кончая ласт аддном

          • Unplayed

            Если игрок Вася попал в струю и следует за «прогрессией» патчей начиная с классика и кончая последним ад-дном, то что делать игроку Пете, который пришёл за полмесяца до закрытия сёрвера классики? Для него тоже делать отдельную волну «прогрессии» патчей?

    • AppShell

      Естественно каждый считает, что он знает чего хочет. Вот только на уровне бизнес-проектов это не работает. Как сказал Форд: «Если бы я спросил людей, чего они хотят, они бы попросили более быструю лошадь.»

      • Padladin

        Хренасе. Я просто прочувствовал, как моё ретроградство стоит на путях прогресса.
        Сравнение с Фордом настолько нелепо, что даже высказаться не могу. Сижу и улыбаюсь в монитор.

        • AppShell

          Пока вы улыбаетесь, умирающий уже 10 лет WoW продолжает приносить миллионы долларов.

          • Alexander Ivasenko

            12 лет. и можно сказать миллиарды, за прошлый год варкрафт как франшиза (с хартстоуном) принесли больше миллиарда близзам.

  • Имя Настоящее

    World of Warcraft мертв.

    И не первый раз. Он умирал с каждым новым аддоном. Потому что на самом деле это никогда аддонами не было. Начиная с Личкинга это каждый раз был вообще другой продукт, нагроможденный на ту же платформу поверх старого и почти с ним не связанный.

    Поддержки всего, что ниже предыдущего левелкапа практически нет и никогда не было. Часто ли вы видите в патчнотах хоть что-нибудь о контенте не текущего аддона? Да никогда почти.

    И как при такой политике сопровождения ждать серверов «со старыми версиями»? Да никак, им ванильный Азерот было проще нафиг потереть и поменять на детский парк аттракционов Катаклизма, нежели, к примеру, попробовать улучшить то, что есть с использованием новых механик фазинга и т. д.

    Стоит отметить, в других ММО наверняка похожая тенденция, коль скоро сопровожденцев не напасешься. Однако, сколько народу сейчас работает над World of Warcraft? На порядок больше, чем когда-то.

    Так что же не так? Видимо, проект уже не так важен. Строя хорошую мину при плохой игре, близзы будут стараться выдоить из платформы, не из игры, максимум оставшейся прибыли. А так как проект уже не важен, можно скинуть туда какого-нибудь Джея Уилсона и прочих.

    Так что ждет World of Warcraft только обеспеченная старость с фри-ту-плеем, беззастенчивым донатом и дизайнерскими решениями «гениев» которых при жизни не признают. В том числе при жизни потенциальных признавателей.

    • blazan

      Действительно, не то что его конкуренты.

    • haoz

      «Так что же не так?»
      Ничто не вечно, друг) В ваниллу бы давно уже никто не играл, если бы не добавлялся контент.
      Их цель, вероятнее всего, не удерживать старых игроков, а привлекать новых и возвращать старых (круговорот этакий), заставляя платить за аддон+месяц игры. Они, как бизнесмены, молодцы. Они стремятся заработать, и у них это хорошо получается.

      Любая игра рано или поздно перестанет радовать. Ну и как говорится, раньше трава была зеленее)

      • Имя Настоящее

        Ага, зеленее. И еще дождь шел и снег :)

        Плохо получается. По миллиону в год народ валит. И назад не идет. Увы, все бренно, в самом деле.

        • blazan

          Лично я не вижу других ММО проектов, которые бы переманивали игроков миллионами.

          Ещё смотри какая штука,, общее количеств игроков в игры Близзард было увеличено вдвое. В
          то время, как из ВоВа ушёл миллион. То есть по сути он ушёл в другие
          проекты Близзард.

          • Имя Настоящее

            Есть такая ММО. Реал называется. С аддонами «Взросление» и «Работа», в качестве эксклюзива — «Семья» :)

            Я подразумевал не последний год, а последние пять лет. В среднем, по миллиону в год получается.

            Допустим так, народ ушел в другие проекты Близзард (которые не предусматривают абонентской платы, стоит заметить). Но для WoW это не показатель.

          • blazan

            Так это что ж получается, народ уходит из ММО не потому, что ММО плохое, а потому что на него время не хватает?
            https://v1.std3.ru/8a/7d/1449145832-8a7ddd5ff7c64f220a89bc8b7c9c4239.jpeg

          • Имя Настоящее

            Равно, как не хватает желания это время для него находить.

          • Unplayed

            Про это уже давно говорится, народ более тяготеет к сессионкам теперь, а не к рейдам по 6+ часов 4+ дней в неделю.

            Ванилячье задротство с хотя бы тем же фармом ресурсов на рейд сейчас просто не прокатит, если не ботить, ну или как выход — гарнизон, резко удоступнивший тонны ресурсов.

            Решение гарнизона с его миссиями, которые наёмники делают даже когда ты в офлайне — это на самом деле прорыв. Добавили бы ещё миссии отправлять наёмников не только за сундучками, а конкретно — отправить шахтёра 8 часов копать в шахте (а не ехидно стоять у входа и ждать, когда тебе генерал принесёт лично добытые дренорские камни) — было бы вообще лепота, но это прибьёт добывающие профы, но зато высвободит игроков на менее рутинные действия, в тот же рейдик смотаться по-быстрому.

          • AppShell

            Умирает просто сам жанр ММО.

          • Unplayed

            А миллионами и не обязательно.

            http://www.mmorpg.com/gamelist.cfm/show/all/sCol/rankHype/sOrder/desc

            Гляньте на количество игр с рейтом выше восьмёрки, каждая если откусит по десятке тысяч — вот уже несколько миллионов влёт.

            Онлайн клонов линеек только в России (в складчину) превышает вов.

        • Нет блин народ в ММО игры должен же каждый год по 5кк прибавляться. ММО уже давно не в тренде, но при этом единственная ММО платная, с огромной базой подписчиков до сих пор. Угадай, что это за ММО?

          • Имя Настоящее

            Warlords of Draenor. Сделанная на платформе давно прекратившего существовать World of Warcraft. Да и не совсем это уже и ММО.
            Считаешь, платная и с большой базой — уже хорошо? Будь по твоему. Я лишь очертил тенденции, имевшиеся уже давно, и из-за которых сегодня, на мой взгляд, проект просто прожигает былую славу. Аналогично тому, как Diablo III выехал на былой славе предшественника. Увы, не мне знать, как близзам свернуть с этого пути.

    • klaudxzar

      ко-ко-ко вов не торт ко-ко-ко пучина f2p ко-ко-ко

      • Имя Настоящее

        Вот-вот. Из-за вас, пернатых, мы и докатились до этого днища.

        • Кажется ты сам докатился. Уже ни 1 год такие же как ты пророки пророчат f2p. Но чтот уже выходит 7й аддон — и ни каких f2p.

          • Имя Настоящее

            Ну, пока такие, как ты, лояльные игроки, готовы платить, этого, конечно, не будет. Учитывая усилия пиарщиков Близзард, которые даже в кино будут игру бесплатно раздавать, публике еще не раз доведется удивиться тому, насколько далеко проект залез в дебри, при этом все еще умудряясь вытряхивать с народа по 15$ в месяц. Да еще и игровой магазин держать при этом.
            А f2p я обозначил лишь как один из показателей.

          • Вот собственно всё свелось и свелось к деньгам. Лол. Сразу бы и сказал, что у тебя нету 3к в год на игру, при том что даже золотом можно платить за игру.

          • Имя Настоящее

            Ты читать умеешь? Я же сказал — f2p лишь один из показателей. А то, что тебе не жалко платить, деньгами или золотом — твое личное дело, речь не об этом.

          • Renk2007

            через адон на фтп перейдет.(легион еще по подписке будет, а следующий на фтп, если близы успеют сделать, то что хотели.)

          • Это тебе сказала твоя бабушка, которая уборщицей в близзард работает?)

          • blazan

            Я слышал эти песни с Катаклизма.

  • lordgold

    я просто поражаюсь на админов носта, либеральных французов, которые получили 1 предупреждение от своего хоста, который получил предупреждения от адвокатов близов, все олдовые проекты каждый месяц получают эти угрозы и просто их игнорируют. Как можно вложить столько сил в такой замечательный проект, на котором я сам провел не мало времени и просто сдаться после 1 письма. Жалко у них в команде нет проженного чувака с СНГ, который хотя бы намекнул что можно бороться…

    • YOgik

      Вы уверены что у них была возможность проигнорировать? Так классно со стороны рассуждать.

      • lordgold

        я уверен что у них есть возможность сохранить сервер и комьюнити, но из за своего менталитета они этим заниматься не будут и подставят 150к активных игроков, о чем они думали когда начали развивать проект, что Морхейм им благодарственное письмо напишет?

        • YOgik

          не поделитесь ли причинами своей уверенности?
          по поводу сохранения сервера — они выложат исходники и анонимизированную базу игроков.
          о чём они думали создавая сервер? не знаю, может изначально расчёт был не на 150к игроков, а на 1к? в таком случае близзы могли даже не узнать о нём.

          • lordgold

            зачем что-то создавать ,если ты не будешь это потом защищать? Они могут на пират бэй открыть сервер, через i2p пустить трафик , много всяких нелегальных способов

          • Naprolom

            ну конечно! ведь если что-посадят или обязуют выплатить хренову тучу денег то их, а не тебя, мой милый друг.

          • lordgold

            кого их? их личности даже не раскрыты

          • Legioner

            И какой отклик будет при таком коннекте? 2000?

          • Защити свои финансы от иска компании Близзард, я посмотрю на тебя.

          • Unplayed

            Банально вывести сёрвер в офшор по примеру разных там президентов и премьерминистров.

        • Noxilar

          а чем ты думал, когда шел играть на пиратку? если ты был к такому не готов, у меня для тебя плохие новости

        • espado

          Менталитет французов? Революция у них в крови, достаточно хоть немного знать историю вплоть до сегодняшних дней.
          Вот только вата со своим снг-чсв не поймет.
          А думали они о том — что близзард говорили когда-то что-то вроде «Пускай живут эти пиратки — лишь бы не зарабатывали на нашей собственности». Пруфа нету, можете не верить, но врать мне незачем:)

          • lordgold

            либерализм у них в крови, то есть следовать букве закона, причем тут революции вообще, если по сути они нарушили авторские права и просто подчинились. Ты типо меня ватником назвал лобок? :D

    • Unplayed

      Близы официально игнорируют петиции.

  • hot

    Очень жаль…

  • Всё верно расписано.. причины лежат на поверхности, в последних официальных аддонах и векторе развития вообще всех игр близзард!

  • AntidotE

    В свете того, что появились патчи для Д2 и ВК3 (олдовые ж игры), не удивлюсь, если ностальриус закрыли перед открытием собственного шарда.
    Просто близы как всегда молчат до последнего.

    • Они уже много раз открыто заявляли, что их не будет. Ибо это замедлит разработку и обслуживание нового контента.

  • Фобос

    блёё, вот где Вы были раньше до закрытия, почему я не знал о таком славном проекте!? :(

  • главная причина по которой никогда не играл на пиратских серверах на любых играх — они не вечны, либо закроют, либо Васе надоест держать серв и все труды насмарку

    • Padladin

      В этом отличия от «официальных» нет. Есть примеры, когда «Васи» продолжали хостить сервера долгое время, после остановки официальных.

  • Поправьте если ошибаюсь, но разве близзы не заявляли, что хотят возрадить старые рейды? Разве не рейды вспоминают, когда пускают ностальгическую слезу по всяким Линчам?
    Так что, думаю выводы они уже давно сделали и просто задушили бесплатного конкурента.

    • lordgold

      если они запустят классик, то придется признать что последние аддоны и вообще вектор развития провальный, вряд ли пойдут на это. Вспоминают не рейды, а социальную составляющую, которая просто убита на ретейле.

    • Veklor

      Близзы имели ввиду старые рейды через путешествие во времени, но это не основная задача внедрить сразу.

    • Unplayed

      Поправляю. Ошибаетесь. Близы многократно заявляли, что не будут возрождать старые версии.

  • Suh

    Мощнее L2 C4 всё равно ММО не было =P

  • lordgold

    складывается ощущение что они комедию ломают спецом и сервер не закроется

  • DarkHunter

    Чтобы сделать MMO лучше WoW нужно много лет разработки, как минимум по кол-ву годов существование самого WoW, что практически нереально, поэтому в идеале нужно сделать прорыв в индустрии, но никто не хочет, ибо это опасно, лучше делать гриндилки, переиздания старых хороших ММО или пытаться делать клоны WoW, которые не взлетают так же, как в свое время клоны Diablo II. Так что WoW еще поживет :)

  • AppShell
  • lordgold

    Марк Керн впрягся за ност, один из разработчиков ваниллы:)