World of Warcraft: как умирает ностальгия или закрытие Nostalrius
Воспользовавшись силами законов об авторских правах, Blizzard закрыли Nostalrius, крупнейший частный сервер World of Warcraft, позволявший играть в классическую версию игры 2004-2006 года. Данное событие вызвало широкий резонанс в сообществе и определенно нуждается в разъяснении.
Что за Nostalrius?
В первую очередь необходимо рассказать о самом Nostalrius. Специфика World of Warcraft заключается в том, что люди играют не в игру, а в текущее дополнение: каждые пару лет контент игры полностью заменяется. Например, World of Warcraft: The Burning Crusade 2007 года выпуска и World of Warcraft: Warlords of Draenor 2014 года выпуска это не части единого целого, а, фактически, разные игры, как, например, Assassin’s Creed 2 и Assassin’s Creed: Unity, или Call of Duty 4: Modern Warfare и Call of Duty: Black Ops. Да, они очень похожи, но их содержание полностью отличается. У разных игроков формируются предпочтения к разным версиям игры, что особенно усугубляется неоднозначным качеством дополнений, как, например, вышло с ныне уходящим Warlords of Draenor. При этом возможность играть в старые версии World of Warcraft компания Blizzard не предоставляет. Официальная позиция Blizzard гласит, что «вы думаете, что хотите этого, но на самом деле не хотите».
Вопрос стоит особенно остро с классической, или «ванильной», версией World of Warcraft, под которой подразумевается игра в период с 2004 по 2006 год, т.е. до выхода каких-либо дополнений. От классической версии в текущем World of Warcraft после событий дополнения Cataclysm не осталось практически ничего, но с данными периодом у многих игроков связаны наиболее сильные ностальгические чувства. Кроме того, «ванильный» WoW в значительной мере отличался многими игровыми механиками, которые зачастую преднамеренно создавали неудобство для игроков, стимулируя объединение в группы для совместной деятельности. Учитывая официальную позицию Blizzard, группа энтузиастов из Франции решила взять ситуацию в свои руки и создать новый дом для игроков, которых не устраивает текущее положение дел в World of Warcraft. Так появился проект частного сервера Nostalrius.
Вооружившись исходным кодом MaNGOS, реализации серверов World of Warcraft с открытым кодом, созданной методом обратной разработки, разработчики Nostalrius в течение нескольких лет работали над тем, чтобы максимально точно по крупицам воссоздать классический WoW. В конце концов им это удалось, и в 2015 году состоялся запуск данного частного сервера. Отличительной особенностью Nostalrius от разнообразных «пираток» стало то, что разработчики отказались от какой-либо монетизации сервера: даже добровольные пожертвования игроков шли не разработчикам, а напрямую хостеру для оплаты услуг. Несмотря на заявления Blizzard, что игроки на самом деле не хотят возвращения в старые дополнения, за год Nostalrius достиг успеха, которому могут позавидовать многие самостоятельные игры: было зарегистрировано более 800000 учетных записей, сервер имел базу в 150000 активных игроков, а одновременное количество персонажей в игре составляло от 8000 до 15000. Это при том, что о существовании и уровне проработки данного сервера знали не все представители широкой общественности.
Популярность достигла такого уровня, что разработчикам сервера пришлось решать такие проблемы с серверным кодом, которые до сих пор не под силу преодолеть Blizzard. В основном это касается количества игроков на одном сервере и в одной локации: официальные серверы выдерживают лишь 2-3 тысячи человек с высокой вероятностью «падения» сервера, если множество игроков собирается в одном месте, но Nostalrius удавалось удерживать более 8 тысяч человек, многие из которых находились в одной локации. До закрытия сервера в разработке находилось новое решение, позволявшее иметь несколько копий одной и той же локации на одном сервере, как это сделано во многих современных MMORPG, но было совершенно немыслимо в 2004-2006 годах.
Кто прав, кто виноват
Данная ситуация вызвала раскол сообщества на две части: тех, кто поддерживают закрытие, и тех, кто не согласен с действиями Blizzard. Следует понимать, что Nostalrius вне всяких сомнений действовал на незаконных основаниях: несмотря на отсутствие прибыли и наличия аналогичной услуги от самой компании-разработчика, World of Warcraft является интеллектуальной собственностью компании Blizzard. Если же взглянуть на ситуацию с другой стороны, поведение Blizzard в данном случае является совершенно неэтичным и вызвало самую настоящую PR-катастрофу, особенно на фоне прошлых заявлений сотрудников компании о том, что данная идея является нерентабельной.
Широко распространено мнение о том, что такого успеха Nostalrius смог достичь за счет того, что на нем можно было играть абсолютно бесплатно. Тем не менее, здесь существует множество факторов и говорить точно без проведения масштабных исследований невозможно. Вполне возможно, что если бы классические серверы были организованы самой Blizzard, к ним удалось бы привлечь не меньшее количество игроков, даже на платной основе. Как бы то ни было, данная ситуация доказала тот факт, что спрос на старые версии World of Warcraft вне всяких сомнений имеется, и из этого необходимо сделать определенные выводы.
Другой аспект точки зрения стороны, высказывающейся «против ваниллы», является заявление о статичности контента. Люди не будут долго играть в одну и ту же игру без каких-либо изменений, но и здесь Nostalrius доказал обратное, реализовав постепенный ввод контента в игру. Каждая крупная версия World of Warcraft содержит не менее пары лет контент-обновлений, которые можно смело периодически разблокировать в течение многих месяцев, воссоздавая эффект постоянного выпуска контента. Когда же игроки все пройдут, можно просто перезапускать сервер, предварительно предоставляя возможность переноса прогресса на сервер следующего дополнения. Получается некое подобие сезонов из Diablo III, только длящееся многие месяцы, а то и годы.
Однако самый главный вывод, который следует сделать Blizzard — это понять почему старые версии игры пользуются такой популярностью, ведь ответ наверняка лежит в их текущем продукте. Если бы их игра однозначно двигалась в сторону улучшений, как это любят считать разработчики, то текущая ситуация была бы просто невозможна.
Игроки встречают закрытие Nostalrius в Стальгорне
Самое грустное в закрытии Nostalrius, что с создателями данного сервера связались даже не сами сотрудники Blizzard, а группа юристов, действующая от лица Blizzard. Скорее всего компания воспринимает Nostalrius как всего лишь очередную популярную «пиратку», которую неплохо было бы прикрыть перед выпуском следующего дополнения, а не симптом гораздо более опасной проблемы, с которой нужно разобраться для сохранения успеха игры.
-
Dessarion
-
Denis Lukashevich
-
blazan
-
Crypto137
-
blazan
-
Unplayed
-
-
Gaikotsu
-
-
-
blazan
-
xopolol
-
blazan
-
Crypto137
-
blazan
-
Veklor
-
Bunker
-
-
-
muumumu
-
AlexAndRiEL
-
haoz
-
-
-
-
Padladin
-
Unplayed
-
Artanis
-
blazan
-
Artanis
-
YOgik
-
blazan
-
-
-
Unplayed
-
lordgold
-
Unplayed
-
-
-
-
-
AppShell
-
Padladin
-
AppShell
-
Alexander Ivasenko
-
-
-
-
-
Имя Настоящее
-
blazan
-
haoz
-
Имя Настоящее
-
blazan
-
Имя Настоящее
-
blazan
-
Имя Настоящее
-
Unplayed
-
AppShell
-
-
Unplayed
-
-
Gaikotsu
-
Имя Настоящее
-
-
-
-
klaudxzar
-
Имя Настоящее
-
Gaikotsu
-
Имя Настоящее
-
Gaikotsu
-
Имя Настоящее
-
-
Renk2007
-
Gaikotsu
-
blazan
-
-
-
-
-
-
lordgold
-
YOgik
-
lordgold
-
YOgik
-
lordgold
-
Naprolom
-
lordgold
-
Legioner
-
Gaikotsu
-
-
Unplayed
-
-
Noxilar
-
espado
-
lordgold
-
-
-
-
-
Dessarion
-
Unplayed
-
-
hot
-
AlexAndRiEL
-
AntidotE
-
Gaikotsu
-
-
Фобос
-
hzkto
-
Padladin
-
-
Meier Link
-
lordgold
-
Veklor
-
Unplayed
-
-
Suh
-
lordgold
-
DarkHunter
-
AppShell
-
lordgold